ГОДОВОЙ ОТЧЁТ 2013 ГЛАВА III

 

 

Теперь заберёмся в горы и оттуда, сверху, поглядим на происходящее в нашем любимом ДХ.

 

 

Безусловно, уровень украинского дх-движения вырос, и это несмотря на то, что уже пару лет как частенько можно услышать, что даунхилл вымирает.  У меня такое ощущение, что эту тему лоббируют престарелые  дх-шники, которые таким образом заманивают в свои эндуро сети )))

 

Достаточно ярким и показательным примером живучести ДХ можно считать проведённые нами в апреле разминочно-тренировочные сборы. Это был пробный проект, но даже в таком исполнении, привлёк большое внимание и собрал приличную компанию единомышленников. Этов очередной раз демонстрирует, насколько не одним  «спортивным» духом живёт скоростной спуск.

 

 

По мнению всех участников Комиссии по развитию даунхилла при ФВУ, этот сезон прошёл на небывало высоком уровне. Хочется упомянуть некоторые успехи: наконец-то – единые правила на всех этапах КУ стали выдерживаться; победа над бюрократией в создании гонки 2-го класса ЮСИ в Ялте; присутствие на гонках независимых судей с Национальной категорией; уровень трасс - согласно статуса гонок.

 

 

«Провалом» сезона, хоть и это достаточно громко сказано, лично я бы отметил ДХ Чемпионат Украины в Буковеле, даже несмотря на то, что мы там обеспечивали проведение регистрации и самих заездов. Причин несколько, и они играли свою роль на каждом этапе организации соревнований. Начиная с самой трассы, которая изначально не тянет на уровень Чемпионата (хоть и была интересно и эффективно доработана Поповым и Ко). Также отсутствовало единое руководство и управление всем процессом, вследствие чего, решение даже самых несложных текущих вопросов превращалось на «пинание мячика». Ну и опять же, немаловажный момент – отсутствие электронной системы замера времени. Почему её не было – это отдельный, в первую очередь финансовый вопрос, который не всегда у организаторов есть возможность решить.

 

И ещё один этап из этапов всей цепочки "неудач по-буковельски" - официальное видео. Конечно тут вопрос относится больше к корпоративной этике, но всё же: почему лого UCI находится в одной строчке со спонсорами? почему, при спонсоре "велосипеды Cube", в кадре только другие бренды? почему некоторые кадры на фоне оборванных лент разметки и оборванных баннеров спонсоров?  Это не профессионализм авторов видео или попустительство заказчиков?

Да, кажется, что это мелочи, но такие вещи играют немалую роль на формировании этики взаимоотношений между организаторами и спонсорами во всей нашей отрасли.

 

 

Для нас Чемпионат 2013 года стал куском приличной работы, т.к. пришлось осваивать все тонкости официальной гонки под присмотром главного судьи. И пока все гости соревнований гуляли и отдыхали после  заездов – мы вкалывали с грамотными протоколами для ФВУ и ЮСИ. На тот момент мы (вместе с ялтинсой гонкой 1го класса) уже подали заявку в UCIна проведение Национального ДХ Чемпионата 2014 года у нас в Севастополе, поэтому ту напряжённую работу в Буковеле можно расценивать как тренировку перед трудным домашним испытанием.

 

 

 

О гонщиках.

 

В количественном исчислении райдеров не стало заметно меньше, но и не добавилось тех, кто заявляется в официальном статусе, т.е. райдеров с «лицензиями». И несмотря на популяризацию оф гонок, рейтинги и т.п., для 90% всей дх-братии, вся эта катавасия   - «до балды», да и участие в гонках также не является для них какой-либо высокой целью. Оставшиеся 10% - настоящие спортсмены, причём в том понимании, в котором это применимо к нашему виду спорта, исходя из жизненных реалий. Гонщики действительно прогрессируют от сезона к сезону, у них есть чёткие установки на успех и они не пропускают ни одних соревнований. НО все они не связывают свои спортивные достижения с тем, чтобы посвятить этому делу всю жизнь, НО ведь именно они являются тем «локомотивом», который тянет за собой весь «состав». И именно имена этих «вагоновожатых» у всех на слуху.

 

 

Лично у меня, по итогам прошедшего сезона, такие ассоциации с некоторыми фамилиями:

 

- Косичкин молодец! Вплотную подобрался к призовым местам.

- Похич порадовал тем, что уже плотно засел в топ элиты, при том, что это его только второй сезон в данной категории.

- Попов по-доброму удивил своей победой на Чемпионате, эдакий украинский Грег Миннар.

- Нечипоренко заметно подрос, но не хватает ещё чуточку.

- Джи, что случилось?

- Николаенко – визитная карточка крымского даунхилла.

- Соколовский – предсказуемо быстро! Будущее нашего дх.

- Приймачек А. стал выпендриваться,  Бугор! ))

- Приймачек Е. не прекращает удивлять! Наиуспешнейший украинский резидент на просторах Европы.

 

Вся Элита в этом сезоне показывала красивую езду и интересную борьбу, за что всем Вам большущий респект. Но хочу Вас «обвинить», что именно Вы «заразили» меня спортивным азартом и я с удовольствием, а иногда и с волнением, наблюдал за Вашими рокировками.

 

Из подслушанного разговора каких-то Юниоров на этапе в Пилипце: «Да я там по корням так раздавал, как Попов!».

Разве это плохо, что у молодёжи появляются свои кумиры, причём не какие-то там, заграничные!

 

 

Что ещё важно – хоть и медленно, но растёт профильная культура среди райдеров. И это заметно! А если каждый задаст себе вопрос: «Что Я сделал для того, чтобы вокруг меня не создавалось негатива?», то вселенское счастье просто окутает нас всех! Это не относится сугубо к гонкам, но именно взаимодействие всех участников процесса под названием «соревнования» - наиболее яркие примеры. Соблюдение правил и регламента, "не создание" помех в работе судей, взаимное уважение внутри нашего социума – это не что-то из области фантастики!

 

 

 

О гонках.

 

В этом сезоне  случилось так, что неофициальных соревнований не было - все дх-гонки проходили под вывеской Кубка Украины или Национального Чемпионата. Также впервые были проведены рейтинговые соревнования UCI. Хотя извините, была одна гонка, в рамках Байк фестиваля в Буковеле, но этот ивент никоем образом не способен изменить общую картину. Но справедливости ради замечу, что тогда состоялось супер-событие, а именно - расконсервирование трасс на 5м подъёмнике, и это могло бы привлечь внимание большего количества райдеров, но не привлекло (почему-то?). Имею только надежду, что сотрудничество Буковель байк-парка с Валентином Поповым (а он на сегодня действующий Чемпион Украины по ДХ), принесёт пользу и процветание всем заинтересованным сторонам.

 

 

К сожалению, «поломалась» концепция проведения этапов Кубка Украины, которая предусматривала 4 этапа, где 2 должны были проходить в Крыму и другие два – в Карпатах. Таким образом, выдерживался бы паритет, в первую очередь, ориентированный на тех райдеров, которые по разным причинам не могут посещать все этапы, но имели бы шанс продемонстрировать своё мастерство и получить соответствующую оценку, участвуя в гонке в ближайшем  для себя регионе.

 

Причиной «поломки» стало отсутствие организаторов в области Карпат. Мало кто знает, но и единственный состоявшийся в тех краях, этап в Пилипце, был под большим вопросом чуть ли не до последнего дня. Нам пришлось спасать ситуацию, и ехать туда, чтобы провести соревнования. Не хочу сейчас расписывать, насколько у нас сложно проходили переговоры с байк-парком Пилипец, т.к. тут был в основном один большой негатив.

 

 

Что ещё удивило, так это то, что мне не удалось заручиться поддержкой среди местных (из ближайших областей) райдеров в оказании помощи в проведении этапа КУ. Сложилось такое впечатление, что всем лень. Изначально, на словах все не против, и даже готовы, но на деле – всё печально. Что требовалось? Подготовить трассу к гонке, с возможными вариантами новых участков и т.п. Эта работа предполагала определённые бонусы и ништяки, тем более, что они (эти ребята) по сути, должны были сделать это для себя, т.к. большинство из них катаются в Пилипце чуть ли ни каждые выходные! Что получилось в финале? А получилось то, что получилось, т.е. мы приехали за 3 дня до начала соревнований и что успели, то и сделали, да ещё и безвозмездно для парка.

 

После такого опыта,  плюс вспоминая то, что в Буковеле  организовывают вело-ивенты тоже не местные, а киевские парни, становится понятно, что «мы их теряем!». Япро Карпаты в разрезе проведения  качественных гонок в ближайшее время.А это печально, т.к. имея готовую инфраструктуру, удачный климат для летнего катания, всё губит нежелание что-то сделать у местных мтб-активистов.

 

 

А что же у нас, в Крыму?  Получилось так, что Кубок Украины имел больше этапов именно в Крыму, плюс соревнования UCI класса 2 в Ялте, и это подтверждает теорию о том, что именно здесь прогрессирует даунхилл. И это несмотря на то, что зачастую тут,  на месте проведения соревнований , практически полностью отсутствует необходимая инфраструктура (в сравнении с теми же Пилипцом и Буковелем).

 

Почему так происходит? Возможно потому что большинство членов комиссии по развитию дх обитают в крымских горах?! Так глядишь и Кубок Украины фактически превратится в Кубок Крыма!

 

 

К сожалению, для меня лично, дх перестал быть весёлым занятием. Это уже определённый образ жизни. И я наблюдаю, что те райдеры, которые находятся на вершине  украинского рейтинга, также абсолютно иначе относятся к своему хобби (а ведь это именно хобби, т.к. никто не зарабатывает этим себе на жизнь). Разумеется, все пришли в этот клуб (ДХ) именно на эмоциональной волне. Кто-то продолжает кататься в удовольствие, кто-то уходит, а кто-то переходит на новый уровень мтб-эволюции  и превращается в спортсмена и/или человека, продвигающего идею даунхилла в окружающей среде. Это естественный ход событий, но как это влияет на эту дисциплину, если она изначально построена на фане и те, кто её популяризирует в нашей стране, так же в первую очередь фанаты.

 

 

Выскажу свои наблюдения.

 

Делать официальную гонку и сложнее и, что немаловажно – дороже, чем аналогичную, только без статуса. В чём сложность? Придерживаться установленных правил не всегда легко и просто, плюс  необходимо готовить трассу соответствующую статусу соревнований. В наших, украинских, реалиях это превращается в игру с государством, а это опасные игры.  Все подобные соревнования, к примеру в Европе, проходят на территориях байк-парков, т.е. есть много заинтересованных сторон: парк, спонсоры, ЮСИ и т.д.  У нас же это обычно  дикие горы, которые не интересны никому, в том числе и ФВУ, кроме разве что райдеров. А проводить этапы Кубка или Чемп страны на трассах уровня Сапун-горы или Ракетчики (Алушта) согласитесь – смешно.

 

Таким образом, мы имеем достаточно ограниченное количество «легальных» трасс, которые неминуемо со временем будут неинтересны и неактуальны, а борьба за новые места будет «не на жизнь, а на смерть». Да и молодых «горячих» организаторов не видно на горизонте, которые могли бы впрягтись и тянуть новые проекты и т.п. Ко всему прочему, оф гонки отпугивают часть участников из категории «я не гонщик», т.е. уменьшается сумма стартовых взносов, за счёт которых и проводятся соревнования. Как ни крути, без банальной экономики тут тоже не обходится. А если учесть, что, гонки в горах потенциальным инвесторам не интересны, ФВУ также в стороне, но нужно обязательно «кормить» их судей, то и получается, что все дополнительные расходы, связанные со статусностью, ложатся на плечи участников.

 

 

В виду этого – стоит ли гнаться за сугубо спортивной составляющей или позволить себе и другим получать в первую очередь фан и удовольствие?

 

 

Конечно, официоз позитивно повлияет на развитие дх как вида спорта, но кому и что это даёт в нашей стране? Наша доблестная ФВУ ни во что не ставит ДХ, у нее даже полный провал в проведении национальных шоссейных соревнований (я имел возможность посмотреть на парочку). При всём при этом – шоссе олимпийский вид спорта и во все времена был Королём велоспорта в частности. Разве можно положиться при таких раскладах на эту федерацию? Даже в беседах с представителями украинского велобизнеса всегда было недоумение: «Как у вас ещё получается общаться с ФВУ? Это же глубокая ж…»

 

И вот уже всплывают причины, которые движут любыми организаторами, создавать то или иное событие. Тут на чаши весов всегда ставят интересы райдеров и интересы принимающей стороны.

 

 

Для меня и для нашей команды всегда в приоритете Райдер, за что даже бывало, меня упрекали.  Наверное, мы заложники тех эмоций, которые несколько лет назад и привели нас в эту среду. Поэтому и хочется видеть вокруг себя таких же «озабоченных маньяков», на которых всё и держится. Да простят меня спортсмены, в будущем, я бы направил нашу Фракцию в более креативное поле деятельности, где можно будет реализовывать более разноплановые проекты, но всегда быть готовыми «подставить плечо» для официального развития этой дисциплины.

 

 

По моему мнению,  даунхилл у нас жив, и будет жить до тех пор, пока мы сами не поставим на нём крест, причём как в любительском (в первую очередь), так и в спортивном его (дх) проявлении. И только тогда, по окончании эры скоростного спуска, активно начнёт прогрессировать Эндуро, а в нашей стране, по сути дела, это тот же самый даунхилл! Ведь посудите сами: велики для эндуро не дешевле дх-шных (а то и дороже!); широкого первичного рынка реализации таких байков ещё нет (а может и не будет, по аналогии с дх); вторичный рынок тоже ещё не сформировался; эта дисциплина также построена на том, чтобы ехать с горы вниз, т.е. на гору надо каким-то образом забираться … да и украинцы, которые участвуют в единственных эндуро-суперД-соревнованиях в большинстве своём действующие или бывшие дх-шники.

 

 

 

И самое главное, у нас нет основы для скорого формирования отдельной эндуро аудитории, т.к. во всём мире костяк этой дисциплины – треилрайдинг, по огромному количеству оборудованных трасс с подъёмниками, парками и прочими прелестями, заставляющих потребителей раскошеливаться на байки с ходом подвески 120-160 мм. И именно такие горные велосипеды сейчас в приоритете у производителей. А у нас получается, для широкой общественности этот сегмент велорынка и негде применить, по большому счёту. Вот и появилась родственная душа у украинского даунхилла – эндура.

 

Но «большой брат» просто навязывает нам эту модную штуку, которая ещё несколько лет назад называлась ПВД – поход выходного дня – когда на хардтейлах мы с успехом, может и не так быстро, катали те же самые крымские тропы и дорожки. Ну что ж, примем её во всеоружии! Глядишь, может и кантрийщики станут жертвами модных веяний и подтянутся. Хотя вряд ли, эндура она ведь из клана Гравити …

 

 

 

FRaction любит даунхилл!!

И уважает всех, кто по настоящему и глубоко в этой теме, т.к. всё это не простое занятие.

Нам и самим ещё ох как многому надо научится.

 

 

Впереди заключительная глава - про нашу рэйсинговую команду в сезоне 2013 года.

 

 

текст: Дмитрий Бахонько

фото: Тарас Гипп, BikeCamera

 

 

ГОДОВОЙ ОТЧЁТ. ГЛАВА I


ГОДОВОЙ ОТЧЁТ. ГЛАВА II